22.06.2014

Пограничные приключения: от Киева до Питера

За 3 дня на прошлой неделе я совершил 7 перелётов, посетил две страны и несколько раз перешёл границу. Такого количества проблем и немыслимых происшествий при переходе границ, как в этот раз, у меня не возникало никогда. Ведь что такое переход границы? Ты вытаскиваешь паспорт на одном пункте пропуска, получаешь штамп, затем получаешь второй штампик по прилёту, практически без дополнительных вопросов, и оказываешься в новой стране. Но иногда всё осложняется. Этот пост я хочу посвятить истории двух таких переходов — в украинском аэчропорту Борисполь и питерском Пулково. Оба этих перехода претендуют на то, чтобы стать самостоятельными историями для двух отдельных постов, но я постараюсь собраться с силами и изложить их в одном.


Июньские каникулы я провёл в Лиссабоне. Летел туда через Питер и Киев самолётами МАУ, S7 и "Якутии". До Лиссабона долетел без особых приключений, если не брать в расчёт, что последний (четвёртый по счёту) перелёт оказался на 1,5 часа длиннее, чем я рассчитывал — в путанице с часовыми поясами такое иногда происходит.

Путь домой начался поздно вечером 15 июня. Я спокойно перешёл португальскую границу, купил в дьюти-фри печенья и шоколада на сувениры, перекурил в стерильной зоне, сел в Boeing 737-800 и, выпив баночку львовского пива, уснул на трёх свободных креслах. В Киеве мы оказались в 5 утра. Посадочного талона на 10-часовой рейс Киев-Питер у меня не было, поэтому в стерильную зону меня не пустили. Стойки регистрации в зоне прилёта еще не работали, поэтому я решил перейти границу и выйти в аэропорт перекурить, выпить кофе, сходить в туалет, прикупить местной прессы и дешевого курева. Желающих присоединиться было немного: стайка украинцев быстро рассредоточилась по пунктам пропуска для граждан Украины и ЕС, а передо мной в очереди на погранконтроль была лишь одна семейная пара. Мужчина с русским паспортом подошёл к посту пограничника, тот поднял паспорт вверх и крикнул: "У кого ещё такие паспорта? Не стойте в очереди, вам нужно будет пройти собеседование". Я поднял руку с паспортом. К нам подошёл украинский пограничник, забрал документы и, взглянув на супругу мужика с русским паспортом вежливо уточнил:

— Вы можете пройти, женщинам на собеседование не обязательно.
— Нет, я мужа не оставлю — нервно улыбнулась жена и вцепилась в плечо супруга. Тот поцеловал её в лоб и мы втроём пошли к кабинету.

Сначала пригласили пару. Через 5 минут они вышли из кабинета под женский крик из кабинета: "Вась, пропусти москалей!". Затем из кабинета вышла женщина с моим паспортом и, кинув быстрое "Ваш? Пойдёмте!" вернулась к себе. Я зашёл внутрь. Небольшой кабинет без окон. Напротив входа стол, за столом эта самая женщина в форме с погонами. Молодая и немного нервная.

— Зачем вам в Украину?
— Мне особо в Украину не надо, — начал я. — Я 5 часов летел из Лиссабона, там меня не зарегистрировали на следующий рейс, поэтому я не могу пройти в стерильную зону. У вас тут пока еще стойки регистрации не работают. Я бы выпил кофе и выкурил сигарету, но здесь негде. 
— Ну, подождите, через полчаса откроются стойки регистрации и не нужно будет в город выходить.
— Да, я понимаю, но я надеялся на то, что смогу покурить спокойно...
— Ага, и не вернуться.
— Ну, не смешно же! У меня багаж до Питера уже зарегистрирован, есть билеты до Питера, а там пересадка в Сибирь...
— Покажите билет.
— Я бы показал, но у меня нет с собой распечатки. А если был бы посадочный из Лиссабона, я бы и не дёргался, ушёл бы в транзитную зону и всё.
— Без билета выпустить вас не могу. Вы меня тоже поймите с этой ситуацией.
— Я могу вам в айфоне показать билет, так пойдёт?
— Покажите.

Через шустрый аэропортовый Wi-Fi я проверил почту, нашёл электронный билет, показал пограничнице, она долго его изучала, вернула телефон и сжалилась.

— Ладно, — улыбнулась она и запрокинув голову вверх прокричала — Вась, впусти москаля!
— Так никого нет из пограничников — крикнул Вася откуда-то из-за стенки
— Ты его через дипломатический коридор пусти!

И вот я впервые в жизни перехожу границу по дипломатическому коридору. Разницы никакой. Разве что проход пошире. Пограничник ставит штамп и с улыбкой возвращает паспорт, попутно извинившись за то, что пришлось ждать. Я сказал, что я не обижаюсь и понимаю, что это их работа.

Первым делом, выйдя из аэропорта я закурил. Воздух вокруг был чистый и прозрачный. Справа от аэропорта на флагштоках висели приспущенные национальные флаги с чёрной ленточкой. Люди у пепельницы обсуждали ситуацию на востоке страны. Я прогулялся вдоль входов, закурил ещё раз у противоположной пепельницы. Здесь мужики в матерчатых куртках говорили про то, как на востоке идёт война. И про Порошенко ещё что-то. Я вернулся в здание вокзала, зашёл в газетный киоск, купил блок Кента с кнопкой (здесь он по 50 русских рублей за пачку), несколько журналов и шнур для айфона. Продавец — молодая симпатичная девушка — тянет на звание самого вежливого аэропортового продавца, которого мне довелось встретить в этой поездке. Не было проблем и с регистрацией на рейс. Несмотря на то, что начиналась она за два часа до вылета, девочка на стойке МАУ без пререканий выдала посадочные талоны за 3,5 часа до начала рейса. С посадочным я прошёл предполётный досмотр, таможню, и, увидев, что пограничные пункты ещё закрыты, отправился к дипломатической стоке, где мне без вопросов поставили выездной штамп.

"Бывает же такое, — думал я, подходя к залу вылетов, — Меньше года назад границу Украины я проходил за 10 минут. Теперь попасть в эту прекрасную страну можно только через собеседование. Страшнее, чем в Европу поехать". Время ожидания рейса прошло очень быстро. Аэропорт ожил за какой-то час: в пустых залах появились арабы в пододеяльниках, евреи в широкополых шляпах с пейсами, темнокожие подростки, спешащие во Францию, пожилые пары, вылетающие в Женеву. Борисполь прекрасен. Перелёт до Питера также не занял много времени. Половину из двух часов я проспал в своём кресле. МАУ не кормит пассажиров эконом-класса на коротких рейсов. Пилоты МАУ отличаются агрессивным стилем вождения: резко взмывают в небо на взлёте и практически глушат двигатели, снижая скорость и высоту перед посадкой.

Пулково встретил нас трапом и маловместительным автобусом. "Ну, потеснитесь, потеснитесь, не много вам там места впереди", — кричала девушка в форме, обращаясь к пассажирам, буквально стоящим друг у друга на ногах. Ехать пришлось пару минут. Затем вверх по лестнице и мы оказались в небольшом помещении со сканерами ручной клади, воротами металлоискателей, стопками пластиковых подносов и мужиком в форме.

"Я инспектор отдела досмотра линейного отдела МВД, майор полиции Бакиров Эмиль Затханович, — сказал мужик в форме. — Сейчас вам всем нужно пройти досмотр по прилёту. Снять обувь, ремни, куртки и пиджаки, поставить ручную кладь на ленту, вытащить из сумок ноутбуки и планшеты, из карманов — мелочь, ключи, сигареты и телефоны. После того, как вы пройдёте досмотр, в соответствии со всеми нормами и правилами вы должны будете предоставить ваши паспорта на проверку по нашим базам данных". Люди выстроились в очереди перед рамками и безропотно начали разуваться и раздеваться. То ли 7 часов перелётов и 5 часов пересадок, то ли внутренний бунт против незаконной несправедливости, творившейся в моей любимой стране, не дали мне присоединиться к стаду. Я не стал ничего вытаскивать из сумки, раздеваться и разуваться, кинул сумку на ленту, прошёл через ворота, забрал сумку, на возмущение сотрудника службы досмотра резко ответил, что это всё незаконно и я требую впустить меня в мою страну. Девушка со сканером паспортов начала кричать: "Эй, куда! Паспорт сюда дай, я сказала! Паспорт дай! Эй!" Подошёл полицейский.

— Молодой человек, вы паспорт отдайте сотруднику полиции.
— На каком основании? Кто вы? Представьтесь пожалуйста, полицейский!
— Я не буду вам представляться, вы должны пройти паспортный контроль по прилёту.
— Я не отказываюсь пройти паспортный контроль по прилёту и выполнить любое законное требование сотрудника полции. Я считаю, что массовый досмотр граждан и массовая проверка документов не являются законными действиями сотрудников полиции. На основании каких законов вы выдваигаете это требование?
— Вы обязаны подчиниться законному требованию полиции, — сдержанно вмешался в разговор с полицейским майор Бакиров.
— Я гражданин Российской Федерации, я требую соблюдения своих законных прав. На каком основании вы проводите массовые досмотры граждан и проверку паспортов до перехода российской границы?
— Молодой человек, вам больше всех надо? Смотрите, люди спокойно проходят проверку, мы устанавливаем их личность...
— На каком основании вы меня задерживаете? Я согласен пройти полный досмотр и процедуру установления моей личности, в соответствии со всеми законами, в присутствии понятых...
— Ситуация на Украине сейчас не спокойная, у нас приказ проверять...
— Это вы мне сейчас официально заявлете, как сотрудник полиции журналисту?
— А вы журналист? Я не видел вашего удостоверения...
— А вы полицейский? Я вашего тоже не видел. Если я не задержан, я хочу пойти на пограничный контроль.
— Вы не задержаны, ждите здесь.

Майор Бакиров отошёл на 10 метров и начал с кем-то переговариваться по рации. Из отголосков разговора было ясно, что он просил инструкций. Ко мне подошли двое молодых людей в штатском.

— Из какого вы СМИ?
— А вы кто? Представьтесь, пожалуйста. — Парни раскрыли корочки сотрудников ФСБ.
— Прекрасно, товарищи сотрудники ФСБ, здесь массово нарушаются гражданские права. Меня пытались обыскать без понятых и требовали отдать паспорт.
— Вы не волнуйтесь, это просто проверка.
— Я готов пройти проверки, установленные действующим законодательством: проверку пограничной службы ФСБ России и российской таможни...
— Ещё нужно пройти проверку МВД, у ФСБ и МВД разные базы данных...
— Не нужно её проходить, мени никто ни в чём не подозревает и не обвиняет, я не задержан и не обязан проходить дополнительные проверки, о которых ничего не сказано в законе.
— Вы отказываетесь выполнить законное требование сотрудника полиции? — к разговору вернулся майор Бакиров. — Я буду вынужден задержать вас и доставить в отдел полиции.
— Наконец-то! Задержите меня, пожалуйста, если я что-то нарушил. Я согласен выполнить любое законное требование сотрудника полиции. На основании какого закона вы проводите массовые досмотры граждан и массовую проверку документов?
— У нас приказ.
— Какой приказ? На основании какого закона?
— Приказ Минтранса.
— Я не знаю никаких приказов, позволяющих проводить массовые досмотры и проверку документов...
— Незнание приказов не освобождает от ответственности
— Товарищ полицейский, я требую назвать норму закона, которой вы руководствуетесь, проводя массовые досмотры и проверки документов. Иначе я буду оспаривать ваши незаконные действия.
— Оспаривайте.
— Отлично. Я включаю диктофон и вы повторяете всё на запись. — Я быстро включил диктофон на айфоне.

Майор отошёл вместе с сотрудниками ФСБ. Затем мы мы ещё 15 минут поприрекались, подошёл оперативник линейного отдела, показал своё удостоверение, попросил мой паспорт и отпустил.

Я никогда в жизни не сталкивался с досмотрами по прилёту. И я уверен, что они не могут быть законными. И вот почему. Даже от предполётного досмотра можно отказаться, и снакция в этом случае — отказ в перевозке. Заставить вас пройти досмотр не может вообще никто. Единственная законная возможность досмотреть вас предусмотрена в ФЗ о Полиции: под протокол при двух понятых. Ни полицейские, ни сотрудники ФСБ не могут просто так взять и посмотреть, что у вас с собой. Это могут сделать таможенники, по закону о таможне, и если вы откажетесь пройти таможенный досмотр, то вас задержат и оштрафуют. И это есть в законе. Короткое штудирование форумов подтвердило мои мысли: досмотры по прилёту есть только в Пулково. Попробую до конца лета с помощью питерской прокуратуры разобраться, насколько законно действует питерская полиция. В конце концов, в ответе на моё обращение, они в любом случае напишут, чем руководствуется майор Бакиров, превращая пару сотен пассажиров в пару сотен бесправных баранов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Экскурсии по Аргентине