08.05.2015

Семь поводов для ностальгии по России в Аргентине

Вы давно просили рассказать, чего не хватает русскому эмигранту в Аргентине. Сначала мне казалось, что всего тут хватает, кроме еды и друзей. Я думал над этим постом недели две. И честно наковырял проблем на семь пунктов. Больше не получилось. Может быть пока, может быть, вообще не получится, а, может быть, со временем часть этих пунктов потеряет свою актуальность для меня или сразу же, на старте чтения покажется вам сущим вздором. Честно признаться, пока, лишь пара-тройка пунктов доставляют мне ощутимый дискомфорт. Но принимая решение эмигрировать в Аргентину вы должны быть информированы в достаточно степени для того, чтобы потом не сожалеть о принятом решении. Другая часть аудитории, о которой я пишу в седьмом пункте, думаю, будет приятно удивлена тем, что я о них тут думаю. В общем, лучше один раз прочесть, чем сто раз послушать.




1. Привычные продукты, бытовая химия и лекарства. В Аргентине очень вкусные местные продукты. Безумно вкусные овощи, фрукты, ни с чем несравнимое мясо, великолепные полуфабрикаты. Но всё это, мягко говоря, не совсем то, что мы в России привыкли есть. Я имею в виду не только гречку и сметану. Здесь нет привычного нам хлеба, практически нет круп. Кисломолочной продукции, считайте, что нет — кефира, ряженки, варенца, несладких йогуртов, творога, сыворотки. Нет кваса, нет привычных нам соков с мякотью в коробках. Нет пельменей, вареников и прочих замороженных полуфабрикатов. Плохи дела с шоколадной пастой, шоколадом, вафлями и бисквитами. С консервированными овощами не всё хорошо. Плохой выбор рыбы и рыбных консервов. Чай — вообще практически невозможно пить. Со специями засада. Варёная колбаса, сосиски — это, как бы, есть. Но лучше это не есть.

Бытовая химия и парфюмерия — отдельная история. В России вы прекрасно знаете, какое средство для мытья посуды брать, какую зубную пасту, какой шампунь, какой гель для душа, какой стиральный порошок, кондиционер для белья, дезодорант, какой средство для укладки волос, какие презервативы. Чтобы подобрать то, что вам подходит, у вас ушла вся ваша жизнь. Здесь всё другое. Из привычного — только Amway и Nivea. Если вы адепт Amway, то ничего, думаю, не поменяется. Если вы, как я, не особо уважаете Nivea, то всё гораздо хуже, потому что придётся играть в угадайку.

К примеру, две первые марки средства для мытья посуды были отстоищем. Первая бутылка кончилась за неделю, потому что её содержимое совсем не пенилось на мочалке. Вторая продержалась меньше месяца, но это было ещё хуже, потому что на тарелках оставался жир. Третья — вроде получше, но тоже не Fairy. Стиральный порошок — вроде неплохой — нашёлся достаточно быстро. На Ariel можно не разоряться. Зубную пасту я привёз с собой. В России мои зубы чувствуют себя хорошо только с Aquafresh. Здесь он тоже продаётся, и я даже этому обрадовался. Правда, стоит, сука, раза в три дороже пасты неизвестных мне марок. Когда мои запасы кончились, и я попробовал местный вариант Aquafresh, я чуть не заплакал. Это совсем не то. Он не чистит зубы. Ну, то есть, почти совсем. Зато как-то я ночевал в гостях и почистил зубы хозяйской зубной пастой. Лучше всякого Aquafresh. Теперь пользуюсь только ей. Шампунь и гель для душа я ещё не подобрал — экспериментирую. Эксперименты достаточно дорогостоящие. В сравнении с едой, бытовая химия дороговата.

С лекарствами — отдельная история. Но, как вы догадываетесь, я в ней ещё не сильно разобрался.


2. Одежда и техника. С одеждой в Аргентине так себе. Из известных брендов — только Zara и Adidas. Хотите H&M, GAP, American Eagle, Reserved или, простигосподи, O’Stin какой — фиг вам. Одежда достаточно дорогая. Торговые марки неизвестные. Качество — пока толком не опробовал, но 90 % вещей даже не вызывают желания рассмотреть их поближе. Местные одеваются в торговых центрах или в шоу-румах, адреса которых передают друг-другу или находят в интернете. И самое обидное — опции съездить в Европу за одеждой тут нет. И даже в Штаты лететь 10,5 часов и 1000 долларов.

Техника вся дорогая. Ну, как вся. Микроволновки, холодильники и телевизоры, сделанные в Аргентине — недорогие. Смартфоны, нормальные Smart-TV, ноутбуки, акустика — дорого. Или очень дорого. Техники Apple нет вообще. С рук можно купить за нереальные деньги, больше никак. Многих вариантов просто нет. Вот, к примеру, решил я купить себе док-станцию под айфон. У меня в России была отличная, Philips. А тут таких нет. Самое свежее, что есть — на блютузе или под разъём iPhone 4. Подумал купить мультиварку — они вообще их сюда не завозят. Глянул, сколько стоит доставка с Ebay — лучше бы не смотрел.


3. Правовая информированность. Вообще-то я — юрист. И я очень хорошо знаю свои права. В магазинах, ресторанах, в такси, в отелях, в общении с чиновниками, военными и полицией. Здесь всё по-другому. Пытаются обсчитать или обвесить — единственная доступная реакция: не платить и отказаться от покупки. В России есть опция взять жалобную книгу, вызвать менеджера, позвонить в полицию.

Ценник на хлебе в китайском супермаркете: 22 песо. Беру, иду на кассу — 36 песо. Да вашу мать!

— Вьенти дос! (двадцать два)
— Тренти сейс! (тридцать шесть)
— Вамос, мира! Вьенти дос!» (пойдём, смотри, двадцать два)
— Бла-бла-бла-бла-бла!
— Вьенти дос! И но сентаво мас! (двадцать два и ни центаво больше)
— Бла-бла-бла-бла-бла!
— Фрауде! Лядронес! Эсте вьенти дос! (обман, жулики, это двадцать два)
— Тренти сейс! Вьенти дос — эсте отро пан, терминадо! Бла-бла-бла-бла-бла (тридцать шесть, по двадцать два — это другой, он закончился)

Понятно, что в России я бы взял за 22 любой хлеб, под которым висит этот ценник. Вызвал бы полицию, написал бы заявление, но до этого бы не дошло, потому что администратор зассал бы и всё было так, как я говорю. А тут я не знаю, можно ли реагировать иначе, чем кинуть хлеб на кассу, уйти из магазина и больше не возвращаться.

Или охранники на входе, которые требуют оставить сумку в ячейке или показать содержимое на выходе. Иногда срабатывает произнесённая с улыбкой фраза «Но абля эспаньоль» (не говорю по-испански). Иногда приходится крикнуть «Но ме токе, консига сус манос» (не трогай меня, убери свои руки).

Это происходит не каждый день. Убрать руки я требовал всего один раз, в гипермаркете, где зазвенели ворота системы антивор. Реакция охранника мне понятна, звенит — значит нужно проверить, но это не значит, что он может тянуться к твоей сумке. В России не значит. А здесь, может быть и значит. Кто его знает.


4. Телевизор. Дома я смотрел телевизор. Смотрел Дождь, каналы про путешествия, природу, TLC смотрел, но, в основном — сериалы с Пирса. Аналога Пирса здесь, понятно, нет. Сериалы люди смотрят в интернете. Телеканалы — 80 из 90 на испанском, остальные 10 — на английском. Ими и спасаюсь. Посмотреть новости на Дожде вечерком — невозможно. Очень медленно грузится всё в интернете. Сериалы на русском смотреть можно — скорости хватает. Но я перешёл на английский с испанскими субтитрами или на испанский с английскими. Если вы к таким изменениям в потреблении информации не готовы, то вам будет тяжеловато.


5. Качественная сотовая связь. В России все сотовые операторы дают говносвязь. Просто у кого-то она дороже, у кого-то — дешевле. Так я думал всю свою жизнь. Пока не приехал в Аргентину. Поверьте, друзья, в России с сотовой связью, 3G и LTE всё в полном порядке. Нет, науке известны случае, когда всё может быть сильно лучше (Сингапур, Таиланд, Турция, Германия), но в сравнении с русской сотовой связью, местная — просто отстой.

скорость моего мобильного интернета
К примеру, значок 3G есть, а интернета нет. Вообще нет. Включаешь 2G сеть — можешь получать пуши от приложений, но сами сообщения в фейсбуке или, не дай бог, письма (а иногда даже их заголовки) — не открываются. Два местных оператора запустили сеть LTE, мой оператор обещает сделать это до конца августа. Но этого LTE на улице никто толком не ловил. С голосовой связью всё более-менее нормально, но быть владельцем смартфона в Аргентине — это редкое удовольствие для мазохиста. В центре города, на окраинах, в метро или в поездах, в автобусах, на улицах, в зданиях и в подвалах — связь может пропадать абсолютно везде. За 3 месяца использования сим-карты я умудрился скачать лишь 2,5 ГБ. И это при космической стоимости.

В месяц за связь я плачу 191,5 песо. Это, грубо говорят, 15 долларов или 770 рублей. За эти деньги мне дают безлимит внутри сети, сколько-то SMS, сколько-то минут на другие номера и 3 ГБ интернета. Согласитесь, даже по российским меркам 770 рублей в месяц на сотовую связь — это, мягко говоря, повод сменить оператора. Для Аргентины такая цена, на мой взгляд, совсем космос. Потому что за 190 песо можно поужинать вдвоём в хорошем ресторане с вином и мясом (в России — это тысячи 3 минимум). Потому что килограмм говядины стоит 60-80 песо, а за 191,5 песо можно купить 2,5-3,5 кг (в России это эквивалент 1500 рублей), а за 3,5 кило куриных крылышек я вчера заплатил 40 песо, а за 191,5 песо можно купить 17 кг крыльев (в России это 1700-2500 рублей). Потому что на 191,5 песо можно 128 раз прокатиться по одноразовым билетам в пригородной электричке (это 3600 рублей при цене проезда в 28 рублей), 55 раз — в автобусе (990 рублей при билете за 18 рублей) или 43 раза — в метро (860 рублей при билете за 20 рублей).


6. Скоростной интернет. И если есть в Аргентине что-то более несправедливо дорогое и плохого качества, так это интернет. К примеру, в моём доме стоит интернет от компании TeleCentro. Это до 20 Мбит/с на скачивание (скорость аплоада не гарантируется вообще никакая), плюс телевидение и телефония. Хозяйка дома платит им 539 песо в месяц. Это самое дешёвое по соотношению цена-качество, что сейчас есть в городе. Повторюсь, 539 песо (2400 рублей) — это лучшее предложение на рынке.

Самый простой и распространённый тарифный план — до 5 Мбит/с на скачивание и 512 Кбит/с на аплоад, стоит около 400 песо в месяц. Оператор — Fibertel. Ещё раз. Четыреста песо. Это 1600 рублей или 2,5 ужина в аргентинском ресторане вдвоём, 7 кг говядины, 35 кг куриных крыльев или 256 билетов в электричке. Скорости выше есть. И стоят они дороже. Типа, 700 песо до 50 Мбит на скачивание и до 2 Мбит на аплоад. А если вы хотите еще кабельное телевидение — это уже к 1000 песо. И ещё 300 песо за роутер. Тысяча песо! Это 4-4,5 тысячи рублей. В месяц! Блин, да половина новосибирских провайдеров за такой ARPU удавились бы.

Качество местного интернета — это что-то. Во-первых, скорость. То, что они пишут до 20 Мбит — это значит, что большую часть дня дома будет около пяти, в пятницу и на выходных может быть 20. Вы привыкли пользоваться облаками для хранения фоточек и видео? Любите сливать ролики на YouTube? Замучаетесь! И не дай бог у вас русское файлохранилище. И не дай бог, вы привыкли смотреть видео ВКонтакте. Местные провайдеры эту соцсеть не кэшируют. Каждый ролик за 15 тыс. км будете тянуть из России.

скорость моего домашнего интернета
Нет, я не жалуюсь. У меня стоимость интернета включена в аренду. И скорости в 5 Мбит хватает для всего, и даже, в принципе, для торрентов. И YouTube работает нормально, Wi-Fi по всему дому, можно работать и жить. Но доля расходов на интернет в вашей потребительской корзине, в случае переезда в Аргентину, очень сильно увеличится. Примерно до размера расходов на интернет в 2006-2007 году. Только в 2015-м в интернете есть, чего делать, и это больше совсем уже не роскошь.


7. Русская речь и круг общения. Это, пожалуй, самое важное. О том, что я буду скучать по друзьям и родным, я догадывался. Но совершенно точно не понимал масштабов грядущей проблемы. Вы, думаю, этих масштабов тоже не понимаете. Да, можно общаться онлайн, отправлять друг-другу фоточки, созваниваться и всякое такое. Но это не то. О том, что реальное общение не заменяется виртуальным ты начинаешь догадываться через пару месяцев.

Потому что опыта более длинного расставания с друзьями у тебя обычно нет. А если он есть, то ты знаешь, что этому расставанию всё равно наступит конец. Здесь через пару месяцев ты осознаёшь, что конец может и не наступить. Да, многие из моих друзей с улыбкой говорят, что у них появился стимул навестить Аргентину. Но фишка в том, что кроме Аргентины они могут сходить в какой-нибудь бар или кофейню, встретиться с кем-нибудь в парке, посидеть на лавочке, в клуб ночной завалиться, слетать куда-нибудь на выходные.

А ты один. Да, ты слышишь русскую речь каждый день. В видеороликах или по телефону. В голосовых сообщениях. Да. И ты говоришь по-русски. Да. Как бы с тем, кто тебя слушает, но, физически — со смартфоном. И осознание неполноценности этого общения накрывает волнами. Первая волна, как щас помню, накрыла меня на второй неделе, когда организм, в соответствии с биоритмами, заданными частыми путешествиями, спросил: «Эй, чувак, а когда домой?». А никогда. Ты уже дома. И вот это первое понимание я встретил почти слезами. Да ладно, фиг с вами, не почти. Реально порыдал немного. Потому что одно дело — теоретически представлять такую возможность, а другое дело — оказаться в ситуации, когда это твоё настоящее. Когда нет опции «встретиться с друзьями». Сходить вместе кофе попить и поговорить на родном языке. Опция неактивна. Как когда в Google Docs в режиме просмотра ты пытаешься скопировать текст через Ctrl+C, а тебе «бум» вместо этого из динамиков. Только это не Google Docs, а твоя жизнь. В режиме просмотра.





Комментариев нет :

Отправить комментарий

Экскурсии по Аргентине