19.11.2015

Семь вещей, которые больше всего раздражают в Аргентине. Часть 1.

Я переехал в Аргентину почти год назад и до сих пор пытаюсь адаптироваться к менталитету местных жителей. И это вовсе не имеет никакого отношения к моему списку семи русских прекрасностей, которых вам будет не хватать в новой стране. Аргентина и Россия — это две разные планеты, населённые практически ничем не похожими существами. Казалось бы, две руки, две ноги, голова и туловище — тут различий нет, а вот почему эти руки и ноги с головой так много и допоздна едят, так любят отдыхать, так любят опаздывать и так не любят работать — необъяснимо. С помощью экспатов со всего мира, живущих сейчас в Аргентине, я составил максимально полный список самых раздражающих черт аргентинского национального характера и местного жизнеустройства. Получилось семь полноценных пунктов или почти 18 тысяч знаков с пробелами. Публиковать такую простыную одним постом я не буду, поэтому разобью её на две части. В этой публикации я опишу только два пункта. Самых главных. Самых основных. Тех, к которым я и сам пока не особо привык.


Аргентинская медлительность


Первое, что раздражает иностранцев в Аргентине и аргентинцах — всеобщая медлительность. Просто невообразимая, всепоглощающая и всеобъемлющая. Захотелось купить кофе на вынос по дороге на работу? Постойте в очереди 20-30 минут. Проголодались, решили перекусить в Макдоналдсе? Постойте в очереди 15-20 минут. Решили после работы забежать в магазин, купить хлеба и сыра? Постойте в очереди на кассе 20-30 минут. И не то, чтобы очереди были какими-то невероятно длинными. И не то, чтобы кофеен было мало. И не то, чтобы Макдоналдс один на весь город. И не то, чтобы кассы в супермаркетах стояли пустыми, а кассиры где-то отдыхали. Нет.


Проблема в том, что те, кто варит кофе, принимает заказ, готовит бургеры или пикает покупки через сканер делают это медленно. Нет, не так. Они делают это очень медленно! Вот кассирша взяла в руки пачку молока. Повертела её в руках. Положила на сканер. Провела. Не пикнуло. Она опять повертела пачку в руках. Опять положила на сканер. Снова провела. Пикнуло. Она повертела пачку в руках ещё раз, положила её на стол, в отсек с пробитыми товарами. И так много-много раз. Очень медленно, иногда отвлекаясь. Ты физически ощущаешь каждую секунду потраченного впустую времени. Потом она спросит, нужен ли пакет. Потом спросить сколько пакетов нужно. Потом спросит большие или маленькие. Потом начнёт доставать пакеты из-под кассы. Потом убирать оставшиеся пакеты обратно. Потом спросит, наличными ты платишь или картой. Потом покупатель — какая-нибудь накрахмаленная старушка — полезет в сумочку. Медленно. Достанет кошелёк. Закроет сумочку. Откроет кошелёк, достанет банковскую карточку и удостоверение личности. Закроет кошелёк, откроет сумочку, положит кошелёк в сумочку, закроет сумочку. Кассир, как завороженная будет смотреть на эти операции, потом вспомнит, что у неё в руках карточка. Она проверит, есть ли на карте подпись, потом посмотрит ID, сверит фотографию с лицом покупателя. Сверит фамилию на ID с фамилией на банковской карточке. Медленно. Не торопясь. Кого там ещё раздражают тормозящие терминалы в Универсаме на Ленина?

Аргентинцы ходят медленно. Их трудно обогнать, потому что весь поток идёт с одинаковой скоростью. По широкой улице или по узкой. И даже в метро. Когда холодно и когда жарко. Не важно. Аргентинцы никогда не торопятся. Вообще. Нет, некоторые, бывает, бегут куда-то, но недолго, потому что непременно застревают в потоке медлительных аргентинцев.

Говорят, бог посылает иностранцев а Аргентину, чтобы научить их терпению. И если бог есть, то это чистая правда. Стань таким же, или умри в гневном припадке. У тебя нет другого выбора.

Ты не можешь заставить время течь медленнее. Ты же уже смирился с этим? Ну так смирись и с тем, что ты не сможешь заставить аргентинцев жить быстрее. Это невозможно. Как невозможно заставить свет разогнаться ещё быстрее. Как невозможно заставить нашу планету вращаться быстрее. Как невозможно заставить суточные щи вариться быстрее. Всему своё время. Не жди, что ради тебя кто-то будет специально торопиться. Просто не жди. Растворись. Привыкни. Тебя тоже никто не подгонит, не толкнёт, никто не попросит, чтобы ты что-то делал быстрее. Специально для тебя аргентинские очереди не станут короче. Специально для тебя они не станут двигаться быстрее. Кассирши не станут быстрее пикать покупками по сканеру. Баристы не станут быстрее варить кофе. Кассиры Макдоналдса не станут кричать “Свободная касса!” Потеряй желание требовать это от прекрасной Аргентины. Она не об этом. Она — не США и не Россия. Она — не Гонконг и не Сингапур. Она прекрасна своей нерасторопностью. Не хамской медлительностью, а кокетливой, приветливой и искренней нерасторопностью. Расторопность не даст оценить её красоту. Это как смотреть стриптиз и просить “быстрее-быстрее” скинуть одежду. Глупо? Вот и здесь глупо торопиться.


Медлительность — это часть Аргентины. Её нужно принять. Ты же не бросишь мужа из-за того, что он долго чинит кран на кухне? Ты же не разведёшься с женой из-за того, что она медленно красит глаза перед походом в ресторан? Ты же не откажешься от матери за то, что она медленно пишет SMS? Ты же не сдашь ребёнка в детский дом за то, что он медленно ест кашу или завязывает шнурки? Аргентинская медлительность — из той же оперы. Она не повод для гнева. Она не специально. Она всё делает как может. Этим можно возмущаться для вида, на это можно смотреть со снисходительностью, но в душе это можно только любить. А как иначе?

Аргентинская работоспособность


Полюбить медлительность было бы намного легче, если бы она была равномерно размазана по циферблату и календарю. Но самое ужасное в медлительности то, что она, в сравнении с любовью аргентинцев к отдыху, просто мелочь. Вот есть Аргентина. В ней живут прекрасные, приветливые люди. Они очень добрые, приятные, гостеприимные, но медлительные. Ну и что, подумаете вы. И я так думал. А потом я узнал, что аргентинцы разбавляют свою медлительность отдыхом.

В порядке нарастающего раздражения виды отдыха аргентинцев от повседневного труда можно классифицировать следующим образом.


На первом месте сиеста. Это время дня, начало и окончание которого каждый аргентинец, каждый магазин, ресторан, лавочка, парикмахерская или агентство недвижимости, определяют для себя самостоятельно. Примерно с часу дня в Аргентине начинают закрываться магазины и другие заведения. И примерно к 5 часам вечера к работе возвращается последний отдохнувший аргентинец. Для того чтобы уже в 6 часов пойти домой. Некоторые магазины закрываются не в 6, а в 7 часов вечера. К 8-ми не работает ни одна овощная лавка. Купить продукты после 8:30 можно только в китайских супермаркетах. В 9:30-10:00 закрываются и они.

У меня в Палермо на улице Фитц Рой была мясная лавка. Единственная. И она работала с 11:00 до 19:30. Правда, с перерывом с 13 до 17:30. То есть, чистый рабочий день: два часа утром и два часа вечером.

Во время сиесты аргентинцы могут лечь спать. Днём. Как в советском детском саду. Вот ты едешь с аргентинцами по делами в первой половине дня. Возвращаешься обратно, все расходятся по своим комнатам. Спать. Тебе тоже предлагают лечь спать. Когда ты говоришь, что днём спать как-то не привык, тебе могут ответить что-то типа, ты тут уже живёшь так давно, что мог бы и приучиться спать днём. В принципе, днём, когда и так ничего не работает, кроме как спать, действительно делать нечего. Когда ты кое-как отнекиваешься, уходишь в сад пить кофе в густой тени пальтового дерева, аргентинцы, спустя какое-то время, могут выйти покурить в тот же сад и, заметив тебя, удивиться: “Пять часов! Ты почему не спишь?!”


Дальше в списке идут выходные. Иногда они начинаются в четверг. Например, если профсоюзы устроили национальную забастовку. Они любят делать это по четвергам. Например, транспортные профсоюзы. Автобусы не ходят, метро закрыто, грузовики не возят продукты в магазины, мусор на свалки и бензин на заправки. Целый день. Такси ходят, но служащим можно не работать, ученикам и студентам можно не учиться. Национальная забастовка — это уважительная причина. Пятница — она почти такая же, как пятница в русских госструктурах. Никто, в принципе, не работает. Ну, учителя, там, врачи — они работают. Но все остальные — работают как попало. Суббота, воскресенье — почти всё закрыто. Аргентинское “почти всё” — значит, что есть районы, в которых ничего не работает, есть районы, в которых что-то работает, и в Буэнос-Айресе есть Реколета, где работает почти всё. В понедельник и вторник закрыты парикмахерские и булочные. Точнее, в понедельник закрыты все парикмахерские и почти все булочные, а во вторник закрыты почти все парикмахерские и почти все булочные. Или, если не закрыты, то работают по короткому графику. Каждый день работают только китайцы.

Дальше праздники. В Аргентине самое большое в мире число государственных праздников. Их, блин, аж 19. Каждый государственный праздник — выходной. Рождество, Новый год, Пасха, День памяти павших на Мальвинских островах, День труда, День нации, День независимости, День флага, День памяти генерала Сан-Мартина, день Колумба (он же день Расы), и ещё куча других.

— А поехали на рыбалку на выходные?
— Когда обратно?
— Вечером в воскресенье или в понедельник.
— Не, я не могу, у меня в понедельник собеседование и уроки английского
— Не, в понедельник выходной, у нас же праздник.
— Блин! Какой праздник?
— Да не знаю, какой праздник, но ничего не будет работать…


Если вы едете жить в Аргентину, то будьте готовы к тому, что в лучшем случае все здесь делают своё дело очень медленно. В худшем случае — праздник. Или, что ещё хуже — лето. Летом у аргентинцев отпуск. Они неожиданно срываются и уезжают куда-нибудь на 2 недели. Кругом жара, половина заведений и магазинов закрыты, все спят, а кто-то ещё и уехал куда-нибудь, где не работает сотовая связь. Если вы хотите делать бизнес с кем-то и партнёр вдруг перестал отвечать на e-mail, неделю не выходит в WhatsApp и Facebook, то он не умер, он в отпуске. И это тоже нормально. И это тоже нужно принять и полюбить. Это новая, другая реальность. Она прекрасна! То, что позволено аргентинцам — позволено и вам. Отдыхайте. В России вы наработались на 100 лет вперёд.

Вторая часть по этой ссылке.




Комментариев нет :

Отправить комментарий

Экскурсии по Аргентине